Как-то, читая про ранние поделки концерна Volvo,  я наткнулся на непонятное словосочетание «полудизельный двигатель». Сразу вспомнились все полу-афоризмы: полу-беременна, полу-мера, полу-… а тут полу-дизель.

Конечно, специалиста своим откровением я не удивлю, но для себя открыл очень интересный факт истории двигателестроения - что-то между паровой машиной и полноценным дизелем.

Основной плюс данного чугунного изделия заключается в том, что оно работает на чем угодно - начиная от сырой нефти и заканчивая китовым жиром. И как утверждают историки, лучшие экземпляры подобных двигателей были способны разгонять сверхзвуковой чугунный (почти все элементы двигателя выполнены из чугуна) болид до 65 км/ч.

Правильное название: дизельно-калильный двигатель. Принцип до безобразия прост: бензиновой/керосиновой горелкой разогревалась калильная головка (требовалось для первичного запуска чудо-девайса), топливо попадало в разогретую головку и моментально испарялось (аналогия распыления форсункой), дальше принцип обычного дизеля, т.е. воспламенение топлива шло от сжатия цилиндра. Для первого запуска всё это нужно было разогреть и поработать кривым стартером.  Но чугунный полудизель мог работать на любом топливе и смазывал сам себя тем на чем работал.

Те же историки пишут, что дикую вибрацию, вызываемую работой такого двигателя, так никогда и не победили вследствие горизонтально расположенных чугунных поршней, но это такие мелочи по сравнению со всеми ЕВРО-4 и прочими извращениями современных двигателей.

 

На этом видео видно, что человеческая мысль постоянно стремится что-нибудь затюнить и умелые ручки приспособили электрическую свечу накала вместо пресловутой паяльной лампы. Завели чугунную поделку, простоявшую 25 лет в бездействии.